ГЕНЕРАЛ ГАВРИЛКО
Он служил Отечеству и ветеранскому движению
В сентябре прошлого года в Ростовской областной общественной организации ветеранов торжественно чествовали председателя Павла Иосифовича Гаврилко. Как всегда было много гостей, представители областной администрации, управления соцзащиты. Не смотря на самый разгар пандемии COVID-19 и ограничения для пожилых людей, ветеран пришёл, чтобы со своими коллегами отметить свой 91–й день рождения. Подарки, цветы, добрые слова и сердечные пожелания. Цветы в знак особого уважения Павел Иосифович раздал женщинам. Даже в этом, казалось бы, незначительном поступке проявилась высокая культура и интеллигентность кадрового русского офицера, генерала авиации.
Более 40 лет своей жизни он посвятил защите Отечества, беззаветному служению Родине. Павел Иосифович родился в 1929 году в Полтавской области Украины. После школы поступил в Чкаловское авиационное училище. Прошёл путь от курсанта до генерал-майора авиации, начальника политотдела — заместителя Командующего ВВС Северо-Кавказского военного округа. Лётчик-испытатель, лётчик-инструктор первого класса за годы службы он освоил большое количество типов самолётов, лично принимал участие в испытаниях новой авиационной техники. А сколько было в его жизни мгновений, когда приходилось рисковать, делать трудный выбор, принимать ответственные самостоятельные решения.
Например, когда испытывал спарку МиГ-21 Тбилисского завода после проведенной модернизации крыла. Взлёт был нормальный. Гаврилко перевёл машину в набор высоты и выписывал фигуры высшего пилотажа: «Мёртвая петля», «Бочка», «Штопор». МиГ вошёл в пике и вдруг резко задрожал. «Флаттер» — понял лётчик, — это резонансное колебание, попав в которое самолёт может развалиться на части прямо в воздухе. Нужно было немедленно возвращаться и садиться. Но тут лопнула тяга правого элерона. Доложил о случившемся на землю. Катапультируйтесь, — прозвучал приказ. Спасать самолёт – первая заповедь каждого лётчика-испытателя и Гаврилко решил попытаться посадить непослушную, частично потерявшую управление машину.
На аэродроме у места посадки уже стояли санитарные и пожарные машины. Спарка, громыхая турбиной, шла к земле, готовая в любую минуту удариться о бетонку колёсами. Но лётчик не давал ей воли. Он «притёр» самолёт к бетонке и он побежал, послушно сбавляя скорость. И всё же удалось! Машина замерла в самом конце посадочной полосы. К самолёту бежали люди, Гаврилко подхватили, подняли, понесли. Ну как же, как, ведь неуправляемый уже был самолёт… К тому времени Павел Иосифович в совершенстве владел техникой, имел боевые квалификации: военный лётчик 1-го класса, лётчик-инструктор 1-го класса, освоил все самолёты трёх конструкторских бюро и подготовил не один десяток первоклассных лётчиков.
На военном аэродроме под Луцком во время испытаний Су-27 уже на взлёте приборы показали резкое падение давления масла, а значит, двигатель может остановиться в любую минуту. Баки полны горючего. По инструкции посадка с полными баками категорически запрещена. Нужно уйти в зону и катапультироваться, или же выработать топливо и зайти на посадку. Но двигателю отведено работать считанные минуты, да и до зоны истребитель может не дотянуть. Земля ответила: принимайте решение самостоятельно. И Гаврилко решил вопреки инструкциям посадить машину при полных баках, спасти самолёт, дать возможность конструкторам разобраться в причинах сбоя.
И снова замер аэродром, ожидая, что произойдёт: взрыв или всё-таки сядет. И ему опять удалось! Самолёт приземлился и послушно пошёл по взлётной полосе. Инженеры тут же сняли масляный фильтр. Оказалось, лопнул подшипник, но беды не случилось, благодаря мастерству лётчика. А Павел Иосифович во второй раз ушёл от смерти, которая стояла рядом.
Сам же П.И.Гаврилко говорил, что здесь нет ничего особенного. Это обычная работа лётчика-испытателя. За образцовое исполнение своих служебных обязанностей он был награждён орденами «Красной Звезды», «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР II степени», медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» и 21 медалю за безупречную службу.
Когда генерал перешёл на политработу начальником политотдела — заместителем Командующего ВВС Северо-Кавказского военного округа, он оставался таким же решительным, бескомпромиссным, честным и внимательным к людям, за что его ценили и уважали.
После выхода на пенсию в 1987 г. П.И. Гаврилко включился в активную общественную работу в комитете содействия при Ростовском областном военном комиссариате, в Ростовском городском и в Ростовском областном советах ветеранов войны и труда.
30 лет с 1991 года Павел Иосифович возглавлял Ростовскую областную организацию ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Благодаря умелому руководству и организаторскому таланту П.И.Гаврилко, Ростовская ветеранская организация стала самым крупным и авторитетным общественным объединением в Ростовской области. Умело используя возможности ветеранской организации, он активно защищал интересы ветеранов, пенсионеров, вдов погибших и умерших защитников Отечества, помогал улучшению их материально-бытовых условий, медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения. Много сил и энергии отдавал Павел Иосифович укреплению рядов ветеранского движения Ростовской области, патриотическому и нравственному воспитанию молодёжи. Благодаря инициативе и активной гражданской позиции П.И. Гаврилко, города Ростовской области Ростов-на-Дону и Таганрог вошли в плеяду российских городов воинской славы.
К сожалению, в июле этого года Павел Иосифович Гаврилко ушёл из жизни. Он до последнего оставался у руля организации, занимался документами, помогал решать поставленные задачи, потому что иначе не мог, не имел права ветеранский генерал оставаться в стороне.
Ростовская областная организация ветеранов, ветеранский актив области всегда будут помнить своего руководителя и старшего товарища. Его жизнь – яркий пример беззаветного служения Родине, избранному делу, верности своим идеалам и убеждениям. Таким он и останется навсегда в памяти и сердцах всех, кто с ним работал, кто его знал.
Ирина Резниченко,
Ростов-на-Дону